В незапамятные времена люди спасались от жары под сенью пальм. Благо было их тогда больше, чем людей. Вскоре пальм на всех хватать перестало, - человеческое племя быстро плодилось и умножалось. Однако пращуры не растерялись, и стали растаскивать деревья на веточки. Так появились первые опахала.
История кондиционера: от пальмовой ветви до наших дней
Греческая мифология предлагает нам менее прозаическую версию появления веера. Согласно ей, в Психею, жену бога любви Эроса, влюбился бог ветра Эол. Вероломно воспользовавшись отсутствием ужасно занятого Эроса, Эол проник в комнату к спящей Психее и начал ее целовать и миловать. Но тут, как водится, вернулся муж. Увидев рядом со спящей супругой постороннее божество, Эрос распустил руки и оторвал у наглого Эола кусок его крыла. Бедняга взвыл от боли! Психея проснулась, вырвала из рук мужа пучок перьев и начала кокетливо ими обмахиваться, дабы скрыть конфуз
Так или иначе, но довольно далеко от Греции, в Китае опахало знали уже в начале второго тысячелетия до нашей эры. Знанием гордились, а потому кому попало опахало не выдавали только царственным и к ним приближенным особам. Китайские императоры даже написали специальный кодекс, который определил, кому каким веером владеть. Монаршей семье полагалось опахало, богато украшенное золотом и нефритом. Мандарины (сановники) «довольствовались» опахалом из серебра и слоновой кости. А самым простым был веер китайского ученого из вощеной бумаги.
Из Китая вееры попали в Старый свет. Их завезли предприимчивые португальские купцы в середине XVI века. Европа с радостью взяла новинку на вооружение. Вооружались веерами, конечно, не гвардейцы кардинала, а благородные дамы некоторые из них владели целым арсеналом этих модных аксессуаров. Екатерина Медичи, например, имела более 900 таких «игрушек», и каждая была настоящим произведением искусства! Веер стоил так дорого, что одна из знатнейших дам того времени, герцогиня Мантуанская, при нужде в деньгах просто отдавала свое опахало под залог в банк
Шли годы. Человечество по-прежнему обмахивалось веерами. И делало бы это и впредь, не зашагай по свету широкой поступью научно-техническая революция. Были изобретены такие замечательные вещи как паровоз и автомобиль
Однако оставим одного на рельсах, а другого на трассах, и обратим взор на устройство, принесшее намного больше пользы в деле создания адекватного климата. В 1735 году закончилась эпоха мальчиков-пажей, чей рабский труд безжалостно использовали разнообразные дамы и господа, заставляя беспрестанно обмахивать себя опахалами. В тот памятный год в здании английского парламента установили первое в истории механическое опахало, приводимое в движение паровым двигателем. Никаких мальчиков устройство не требовало: только воды и угля. Неудивительно, что вскоре оно стало широко использоваться не только в Англии, но и по всей Европе. Устройство назвали вентилятором.
Свой вклад в исследование вентиляции внесла и Россия. Вернее, гениальный русский ученый Михаил Ломоносов. В своем труде «О вольном движении воздуха в рудниках примеченном», вышедшем в1763 году, он изложил «теорию естественного движения воздуха под влиянием погоды и времен года». На родине труд Ломоносова остался незамеченным, но им с радостью воспользовалась Европа, подуставшая от грохота паровых вентиляторов. В 1810 году в одной из лондонских больниц впервые была применена научно рассчитанная система естественной вентиляции. Скоро (в 1815 году) эта система была запатентована. Но сделали это отчего-то не англичане, а находчивый француз Жан Шабаннес. Свой метод естественной вентиляции он назвал «кондиционированием зданий». Так в лексикон вошло слово «кондиционировать», означающие «приводить что-либо в соответствие с определенными требованиями или нормами». Правда в наши дни, употребляя словосочетание «кондиционированное помещение», мы скорее думаем о прохладе, а не требованиях или нормах.
Пока во Франции оформляли патенты и делили шкуру неубитого медведя, в Англии вовсю кипела научная мысль. В её авангарде находился великий британский физик, химик и изобретатель Майкл Фарадей. Изучая состояния вещества, он переводил жидкости в газообразное состояние, и обратно. Экспериментируя с аммиаком, ученый убедился: это вещество, испаряясь, поглощает тепло. Стоило ли столь значимое открытие пары отмороженных пальцев, неизвестно. Но принцип работы кондиционера и холодильника был открыт: в одной части двусторонней системы, вещество, испаряясь, поглощает тепло. В другой же, возвращаясь в жидкое состояние, выделяет его в окружающую среду.
Осталось только собрать работающий агрегат. По всему миру начались эксперименты. В США их проводил некто Джон Горри, практикующий врач. Доктор пытался охладить воздух в больничных палатах и облегчить тем самым страдания больных желтой лихорадкой. Некоторых успехов он добился, создав в 1844 году машину для изготовления искусственного льда. Лед из машины Горри можно было использовать для охлаждения помещений, но кондиционером в сегодняшнем понимании это изобретение, конечно же, не являлось.
Лишь в 1902 году инженер Уиллис Карриер изготовил первый образец охлаждающей воздух машины. Это чудо техники было установлено в одной из бруклинских типографий. Если вы думаете, что сердобольный владелец печатни так решил позаботиться о своих работниках и улучшить условия их труда, вы ошибаетесь. Охлаждающий воздух агрегат был смонтирован, чтобы уменьшить влажность воздуха (на влажной бумаге краска сохнет очень медленно). А влажность, как известно, уменьшается при снижении температуры. Но прохлада, о которой меньше всего думал типографский делец, обернулась для него дополнительной прибылью. Рабочие, печатавшие в комфортных условиях, стали меньше уставать, тиражи значительно выросли.
И пошло-поехало Уже через год подобный аппарат был установлен в Кельнском театре, где посетители стали сопереживать страстям на сцене в прохладе и комфорте. Не отставал и Новый свет. В 1924 году кондиционер установили в детройтском универмаге. Народ повалил туда толпой; система кондиционирования еле справлялась, но благодаря приятной прохладе оборот заведения вырос за несколько дней чуть ли не в три раза! Примеру универмага последовали банки, кинотеатры, общественные туалеты
В 1928 году было кондиционирован американский Конгресс, а в 1929-м и Сенат США.
Поначалу люди просто наблюдали за всем этим кондиционированным великолепием, посещая точки общепита и кинопросмотра. Но вскоре кое-кому захотелось иметь кондиционер у себя дома. А когда есть спрос предложение появится. В 1929 году компанией General Electric был выпущен первый комнатный кондиционер, предок современных агрегатов. В принципе, эта машина была прообразом сплит-системы её компрессор и конденсатор крепились на улице. Сделано это было ради безопасности. В изделии General Electric использовался аммиак, весьма опасный для человека, поэтому содержащие его элементы устройства были вынесены подальше от людей. Увы, такое решение не всегда помогало. За недолгое время использования аммиачных кондиционеров было зафиксировано несколько случаев со смертельным исходом аммиак взрывался. Слава прогрессу, длилась эта вакханалия недолго. В 1931 году решением проблемы стал новый хладагент фреон. Он не взрывался, не был токсичным, и необходимость выносить содержащие фреон элементы кондиционера на безопасное расстояние отпала. Поэтому все части агрегата были тотчас собраны в одном блоке. Так появился оконный кондиционер, быстро завоевавший популярность в Америке.
США долгое время лидировали и в производстве кондиционеров. После Второй мировой войны производство этих машин в США особенно разрослось. Увеличился экспорт в Европу (там, на разоренных второй мировой войной территориях, выпускать кондиционеры было просто негде). Воспользовавшись доминирующим положением, американские монополисты быстро взвинтили цены, их кондиционеры стали удовольствием недешевым. И тут на рынок Европы вышла возрождающаяся Япония. Изделия японских фирм Toshiba и Daikin, оказались дешевле, и совершенней американских. Более того, японцы сделали свои агрегаты еще доступнее, построив свои заводы в Европе (например, завод Daikin, в Бельгийском Остенде). Постепенно это привело к тому, к чему и должно было привести увеличению спроса на японскую продукцию и смене лидера. Вытеснив Америку, японские производители стали конкурировать на рынке кондиционеров между собою, попутно совершенствуя свои изделия. На ближайшие десятилетия вся история развития кондиционеров практически свелась к борьбе двух азиатских титанов.
Так, в конце 50-х японская компания Daikin выпустила на рынок бытовой кондиционер, оснащенный тепловым насосом. Это устройство не только охлаждало, воздух, но и могло обогреть помещение.
В Toshiba тоже не дремали. В 1961-м концерн реанимировал уже подзабытую сплит-систему. «Раздельные кондиционеры» оказались значительно тише своих одноблочных собратьев. Шумный компрессор в такой системе вынесен на улицу. Еще одним несомненным удобством сплит-системы стала возможность установки внутреннего блока в любом месте, а не только в оконном проеме.
В 1969 году от Daikin последовал, как сейчас модно говорить, ассиметричный ответ. На рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком могло работать сразу несколько внутренних мультисплит-система. Сперва внутренних модуля было всего два, но шли годы Теперь их может быть и 3 и 4 и даже 6!
Стоит ли говорить, что гордая Toshiba не смогла просто снести неожиданную пощечину от конкурентов? В стерильных цехах под сенью сакуры гении научно-технической мысли снова взялись за разработку новых моделей кондиционеров
Давайте временно оставим их за работой, и перенесемся на просторы нашей, в прошлом советской, Родины. Как ни удивительно, кондиционеры нужны были и в СССР темпы строительства коммунизма требовали некоторого охлаждения пыла народных масс. В 1975 году, с помощью японской фирмы Hitachi в столице советского Азербайджана, городе Баку было налажено производство бытовых кондиционеров. Выпускались эти кондиционеры, названные «БК» (Бытовой Кондиционер), лишь в одном варианте, оконном, но он был глотком свежего воздуха для советских граждан, мучимых жарою. Громоздкий, шумный и дорогой (стоил 350 рублей!), этот кондиционер пользовался в СССР бешеной популярностью других просто не было. «БК» можно было встретить не только в Советском Союзе. Изделия из Баку экспортировались в страны соцлагеря, на Кубу, и даже в Австралию! До сих пор на многих окнах висят кондиционеры с берегов Каспия, и кажется, что даже время над ними не властно. Но, как это не печально, бакинский завод не оставил глубокого следа в деле мирового кондиционеросторения.
Впрочем, не только в СССР, но и в Америке и Европе тоже особо не утруждали себя высокими технологиями. Поэтому мы снова возвращаемся в Японию. В 1977 году Toshiba представила широкой общественности кондиционер с микропроцессорной системой управления. Однако это, пожалуй, была лишь артподготовка. Четыре года спустя эта же фирма вышла на рынок с предложением, от которого невозможно было отказаться. Был запущен в серию аппарат с регулируемой частотой вращения компрессора. Другими словами, это означало появление инверторного кондиционера. В отличие от традиционного, где двигатель компрессора имеет два режима работы «вкл.» и «выкл.», у инвертора, после того, как воздух в помещении приобрел необходимую температуру, мотор внешнего блока не выключается. Он просто снижает обороты и поддерживает температуру на требуемом уровне. Это существенно экономит электроэнергию, до 45 процентов, в зависимости от модели кондиционера.
В Daikin удар выдержали. В 1982 году эта фирма устроила премьеру принципиально нового типа кондиционера VRV (Variation Refrigerant Volume, изменяемый уровень хладагента). Эта система кардинально отличалась от инверторной. С достижением заданной температуры воздуха, кондиционеры от Daikin снижали не обороты двигателя, а регулировали количество фреона, поступающего в охлаждающий контур. Идею подхватили и другие производители, но, поскольку название VRV было запатентовано Daikin, стали наименовать её VRF (Variation Refrigerant Flow, изменяемое течение хладагента).
Но тут неожиданно выяснилось, что благодаря фреону, жизнь на Земле оказалось под угрозой. Ученые обнаружили в атмосфере озоновые дыры и пришли к выводу, что виновником этих катастрофических прорех является используемый в кондиционерах и холодильниках хладагент фреон. Во имя спасения всего живого, в 1987 году наиболее экономически развитыми странами был подписан Монреальский протокол. Он предусматривал поэтапную замену фреона на безопасные для атмосферы Земли хладагенты. Производителям кондиционеров пришлось переходить на новые вещества, постепенно заменяя ими привычный фреон. Но окончательно от него планируется избавиться лишь к 2014 году
Впрочем, развитие науки сейчас происходит такими темпами, что за ним не успевают сами научные работники. Даже им трудно себе представить, какими станут привычные для нас вещи через семь лет. Хочется верить, что недалек тот час, когда кондиционеры будут размером с пуговицу, да и стоить будут не дороже. Будем надеяться, что жить в эту пору прекрасную нам все же придется.
Сама по себе идея искусственного охлаждения в жару насчитывает несколько тысячелетий. Для этого использовались веера, опахала и специально обученный персонал. Но история механической вентиляции, и последовавшего за нею кондиционирования, много короче. В 1735 году в здании английского парламента установили первое в истории механическое опахало, приводимое в движение паровым двигателем. Устройство назвали вентилятором.
А в 1810 году в одной из лондонских больниц впервые была применена научно рассчитанная система естественной вентиляции. Скоро (в 1815 году) эта система была запатентована. Но сделали это отчего-то не англичане, а находчивый француз Жан Шабаннес. Свой метод естественной вентиляции он назвал «кондиционированием зданий». Так в лексикон вошло слово «кондиционировать», означающие «приводить что-либо в соответствие с определенными требованиями или нормами».
В Англии также вовсю кипела научная мысль. В её авангарде находился великий британский физик, химик и изобретатель Майкл Фарадей. Изучая состояния вещества, он переводил жидкости в газообразное состояние, и обратно. Экспериментируя с аммиаком, ученый убедился: это вещество, испаряясь, поглощает тепло. Принцип работы кондиционера и холодильника был открыт: в одной части двусторонней системы, вещество, испаряясь, поглощает тепло. В другой же, возвращаясь в жидкое состояние, выделяет его в окружающую среду.
Осталось только собрать работающий агрегат. В США изобретательством занимался некто Джон Горри, практикующий врач. Согласно свидетельствам историков, Горри работал в клинике города Апалачикола, штат Флорида, где изучал тропические болезни. Климат во Флориде был довольно жарким, а потому причинял немалые страдания больным. Желая помочь своим пациентам, Джон Горри начал разработку агрегата, способного охлаждать воздух.
В результате изобретатель создал первый в мире компрессор, сжимающий воздух, который, проходя через змеевик, расширялся и охлаждался. Этот принцип и по сей день применяется во всех холодильных агрегатах и кондиционерах. На основе своего изобретения Джон Горри построил машину для производства льда, на которую в 1851 году получил патент N 8080. Первый холодильник не принес богатства своему создателю — Джон Горри вернулся к медицинской практике и до конца своей жизни работал врачом. .
И лишь в 1902 году инженер Уиллис Карриер изготовил первый образец охлаждающей воздух машины. Это чудо техники было установлено в одной из бруклинских типографий. Охлаждающий воздух агрегат был смонтирован, чтобы уменьшить влажность воздуха (на влажной бумаге краска сохнет очень медленно). А влажность, как известно, уменьшается при снижении температуры. Но прохлада, о которой меньше всего думал типографский делец, обернулась для него дополнительной прибылью. Рабочие, печатавшие в комфортных условиях, стали меньше уставать, тиражи значительно выросли.
Уже через год подобный аппарат был установлен в Кельнском театре, где посетители стали сопереживать страстям на сцене в прохладе и комфорте. Не отставал и Новый свет. В 1924 году кондиционер установили в Детройтском универмаге. Народ повалил туда толпой; система кондиционирования еле справлялась, но благодаря приятной прохладе оборот заведения вырос за несколько дней чуть ли не в три раза! Примеру универмага последовали банки, кинотеатры, и даже общественные туалеты…
Принцип работы вентилятора.
В 1928 году было кондиционирован американский Конгресс, а в 1929-м и Сенат США.
В 1929 году компанией General Electric был выпущен первый комнатный кондиционер, предок современных агрегатов. В принципе, эта машина была прообразом сплит-системы - её компрессор и конденсатор крепились на улице. Сделано это было ради безопасности, т.к. в качестве хладогента использовался вредный аммиак. , к тому же он мог взрываться
В 1931 году решением проблемы стал новый хладагент - фреон. Все части кондиционера были тотчас собраны в одном блоке. Так появился оконный кондиционер, быстро завоевавший популярность в Америке.
Устройство кондиционера
1 - конденсатор
2 - терморегулирующий вентиль
3 - испаритель
4 - компрессор
Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, ТРВ и др.) и испаритель соединены тонкостенными медными трубками (в последнее время иногда и алюминиевыми) и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует хладагент. (Традиционно в кондиционерах используется смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла, однако в соответствии с международными соглашениями производство и использование старых сортов, разрушающих озоновый слой, постепенно прекращается.)
В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный хладагент под низким давлением в 3 - 5 атмосфер и температурой 10 - 20 °C. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15 - 25 атмосфер, в результате чего хладагент нагревается до 70 - 90 °C, после чего поступает в конденсатор (на примере R22).
Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.
На выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10 - 20 °C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора теплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.
После ТРВ смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя.
Работа кондиционера (холодильника) без отвода тепла от конденсатора принципиально невозможна. В обычных бытовых установках это тепло является бросовым и отводится в окружающую среду, причём его количество значительно превышает величину, поглощённую при охлаждении помещения (камеры). В более сложных устройствах это тепло утилизуется для бытовых целей: горячее водоснабжение, и др.
В середине 50-х японские производители вытеснилои с рынка американских низкими ценами и стали конкурировать на рынке кондиционеров между собою. В конце 50-х японская компания Daikin выпустила на рынок бытовой кондиционер, оснащенный тепловым насосом. Это устройство не только охлаждало, воздух, но и могло обогреть помещение.
А еще через три года начался массовый выпуск сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор теперь вынесена на улицу, в помещениях оборудованных сплит-системами намного тише, чем в комнатах, где работают оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок. Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.
Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения. А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до девяти внутренних блоков различных типов.
Кондиционеры в СССР
Бытовые кондиционеры были и в СССР. В 1975 году, по лицензии японской фирмы Hitachi в Баку было налажено производство бытовых кондиционеров. Выпускались эти кондиционеры, названные «БК» (Бытовой Кондиционер), лишь в трех варианттах по мощности 1500, 2000, 2500 ватт, что примерно соответствовало современным 5-ке, 7-ке и 9-ке. Громоздкий, шумный и дорогой (модель1500 стоила около 350 рублей!), этот кондиционер был в СССР бешеным дефицитом. Во первых других просто не было, а во вторых ставили его прежде всего в учереждения. Считалось, что Советскому человеку кондиционер «без надобности»…
Надо правда отдать должное их неприхотливости, дуракоустойчивости и ремонтопригодности. Как правило они не ломались, а забивались грязью и пылью после чего тепловой контур терял эффективность и их списывали, а потом выбрасывали. Именно таким кондиционером я впервые разжился в 1988 году. После промывки он проработал влоть до дефолта.
Сегодняшним материалом мы открываем цикл статей, посвященных самым первым агрегатам, которые стали привычны современному водителю.
Поначалу проблемы с кондиционированием воздуха не возникало, так как первые машины имели полностью открытый кузов. Так продолжалось практически десять лет, до 1908 года, когда появились машины с закрытым кузовом. До 1940 года единственным способом улучшить самочувствие пассажиров и водителя было или специальное ветровое стекло (которое могло складываться полностью или частями), или же специальные боковые шторки, которые убирались и пропускали свежий воздух в авто. Лобовое стекло открывалось приблизительно на полдюйма (или 13 мм), связано это было не с тем, что поток воздуха становился слишком стремительным, а с тем, что при большей щели в салон попадало тепло от работающего двигателя и эффект сводился к нулю. Немного позже придумали воздуховоды, которые забирали воздух перед ветровыми стеклом и выпускали его в салоне в удобных местах.
Эти системы были примитивны, они никак не фильтровали пыль, пух и насекомых. К тому же, пассажирское отделение практически никак не проветривалось. Так продолжалось до 1940 года, пока на машины не начали ставить отопители. Практически сразу, после их появления инженеры придумали, что вентилятор, который использовался для продува радиатора можно использовать для того, чтобы нагнетать воздух в салон. Таким образом, машины, которые оснащались отопителем имели бонус летом – минимальная вентиляция, которая немного, но добавляла комфорта пассажирам.
Первое подобие кондиционера было создано в 1884 году Уильямом Вайтли (William Whiteley). Он предложил поместить под низ конной кареты ведро с блоками льда, которые бы продувались вентилятором, и после воздух должен был заходить в кабину. Привод вентилятора должен был осуществляться от колес кареты, поэтому система работала только в движении. Однако, идея такой системы была не нова, так как она использовалась для охлаждения в Белом Доме в 1881 году. В том году, второго июля был ранен президент Джеймс Гарфилд, который до своей кончины 19 сентября находился в помещении Белого Дома и что бы облегчить жизнь больного в его комнате находился большая корзина льда и вентилятор, который её обдувал. Для охлаждения комнаты требовалось 198 килограммов льда каждый час!
Технологии не стояли на месте, и в 1930-х традиционные в нашем понимании кондиционеры начали появляться в общественных местах, таких как магазины и театры. В 1930 году компания C&C Kelvinator модифицировал Cadillac Джона Хаммана из Хьюстона, Техас, компрессором мощностью 0,5 л.с., который приводился в действие ДВС мощностью 1.5 л.с. Возле дверей пассажирского отделения находились два воздуховода, которые подавали воздух в установку. Кондиционер вышел настолько компактным, что смог поместиться в багажное отделение.
После этого развитие кондиционеров затормозилось. Связано это было с тем, что нужно было подобрать хладагент, который был бы безопасен в использовании и мог бы понижать температуру на существенное количество градусов. При тестировании выяснилось, что кондиционер мог изменить температуру внутри машины только на 5,6 градусов Цельсия. Кстати, на тот момент считалось, что если температуру изменить больше, чем на 7 градусов, человек испытает термошок.
Более мощные кондиционеры появились не на автомобилях, а на автобусах. Первое упоминание датируется 1934 годом. Тогда установка получила довольно компактный корпус и размещалась на крыше автобуса. Ее сделали Houde Engineering of Buffalo, Нью-Йорк и Carrier Engineering of Newark, Нью-Джерси. Через год её начали тестировать на Ford V8, где она прошла испытания длинной в 20 тысяч километров.
В 1939 появился первый прототип нормально работающего кондиционера, который устанавливался в багажник машины. Выглядело странно, работало ненадежно, оснащались лишь топовые Cadillac. В том же году появился и первый кондиционер, который был лишен практически всех недостатков своих предшественников. Его устанавливали на автомобили Packard, и эта установка уже не выглядела чужеродной коробкой, а была полностью частью конструкции автомобиля. На то время стоимость такой опции составляла 274 доллара США, при этом цена хорошей машины начиналась с 750 долларов.
Стоимость и недоверие покупателей в первое время вылилось только в 1500 проданных машин за первые два года поставок (с 1940 по 1942 год). Низким продажам сыграл на руку и факт объявления войны странам Оси. Кондиционер поставлялся на Packard модели 120, Super-Eight 160 и Custom Super-Eight. Но даже такие скромные цифры были больше, чем у GM, который за весь 1941 год на все модели Cadillac сумел поставить около 300 кондиционеров. Всего до начала войны в США было продано 3000 автомобилей с кондиционером.
Сразу же после войны покупатели обратили свое внимание на авто с кондиционером, и Cadillac предложил им не просто такую опцию, а даже больше – вы теперь могли регулировать работу установки. Правда, для этого нужно было выбраться из машины, так как регулятор располагался на крыше.
В 1947 в штаты Техас и Мичиган стали центрами распространения кондиционеров. Высокая температура и низкая влажность сыграли на руку продавцам отдельно встраиваемых кондиционеров. Такие кондиционеры напоминали встраиваемые оконные, работали от прикуривателя и требовали холодной воды или льда.
Следующий толчок развитию дал 1953 год, когда GM, Chrysler и Packard представили следующее поколение кондиционеров. Они стояли 600 долларов и могли поставляться практически с любой моделью бренда. В тот год производители продали 29 000 машин с кондиционерами. В 1953 году отдел Harrison Radiator в GM разработал кондиционер, который полностью помещался в подкапотном пространстве, и в 1954 были выпущены первые Pontiac, которые были оснащены установками, практически без существенных изменений дошедшими до наших дней. Такой кондиционер привлек внимание покупателей, и уже через три года стоимость подобной опции равнялась 355 долларам. В результате в 1957 году в США было продано 228 000 машин с кондиционером. А уже в 1959 году был побит миллионный рубеж.
На сегодняшний момент 99% выпускаемых машин оснащается кондиционерами. Да и какой покупатель откажется от них?
- , 03 Апр 2015
О том, что с изнуряющим зноем можно и нужно бороться наши далекие предки догадались еще тысячи лет тому назад. Наверное, первым холодильщиком можно считать неандертальца, обнаружившего, что в пещере даже в самые жаркие дни царит приятная прохлада.
Когда, пригнув головы, туристы проходят по узким коридорам, вырубленным в скалах Долины Царей в Египте, и оказываются в погребальной камере фараона, их единственным спасением от духоты подземелья служит небольшой кусок картона, предусмотрительно выданный служителем подземного музея при входе. Строители гробниц, источником света для которых служила масляная лампа, должны были еще больше страдать от удушья. Поэтому над входом в гробницы они изображали богиню Маат, крылья которой должны были приносить фараону дуновение свежего ветра. Эти изображения в шутку называют рисунками первых кондиционеров.
Жители древней Индии клали на подоконники своих жилищ травяные циновки, смоченные водой. Испаряясь, вода охлаждала поступающий в помещение воздух. Так задолго до появления бытовой техники человек нашел способ повышения комфорта в своем доме.
Любопытно, что лежащий в основе кондиционирования принцип охлаждения воздуха за счет испарения влаги реализован и в живой природе. Недавно было установлено, что «живым кондиционером» является верблюд. Вырабатываемая в его носу слизь насыщает влагой сухой воздух пустыни, поступающий в легкие. Однако при выдохе животного, в отличие от человека, эта влага вновь фильтруется в носу и остается в организме верблюда. Выдыхаемый верблюдом воздух порой на 9°С прохладнее окружающего воздуха, в то время, как выдох человека имеет такую же температуру, как его тело. Для того, чтобы хоть как-то спастись от жары правители древности окружали свои дворцы тенистыми садами и водоемами, наполняли подвалы льдом, а вооруженные опахалами слуги создавали освежающее движение воздуха. И вплоть до середины XVIII века ничего лучше мальчика «арапа» таки не придумали.
Однако начавшаяся в позапрошлом столетии техническая революция очень быстро перевернула представление людей о климате. Современное понятие «кондиционер» (от английского air-condition - «состояние воздуха») как обозначение устройства для поддержания заданной температуры в помещении, существует достаточно давно. Интересно, что впервые слово кондиционер было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях». Однако практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати...
Правда уже через год аристократия Европы, посещая Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок, царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Впору было ввести плату за вход, впрочем, предприимчивый хозяин внакладе не остался. Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха.
«Ископаемым» предком всех современных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией General Electric еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу. То есть по своей сути это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был синтезирован безопасный для человеческого организма фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также на Тайване, в Гонконге, а также в Индии и большинстве Африканских стран оконники до сих пор являются наиболее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они примерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента. Последнее особенно важно вдали от очагов цивилизации, где легче отловить снежного человека, нежели найти гражданина знакомого монтажом холодильной техники.
Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако, в конце 50-ых, начале 60-ых годов инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата.
Так в 1958 году японская компания Daikin предложила первый тепловой насос, тем самым, научив кондиционеры работать на тепло.
А еще через три года произошло событие в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондиционирования воздуха. Это начало массового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор теперь вынесена на улицу, в помещениях оборудованных сплит-системами намного тише, чем в комнатах, где работаю оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.
Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения.
А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до шести внутренних блоков, различных типов.
Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка.
Ну и, наконец, последний из наиболее популярных в мире типов кондиционеров - VRV- системы были предложены компанией в 1982 году компанией Daikin.
Первый в мире кондиционер изобрел инженер У. Кэриер в самом начале прошлого столетия в США. Это произошло лишь спустя почти девяносто лет с момента изобретения Ж. Шабанессом самого метода охлаждения воздуха. Однако попытки создания охлаждающего прибора предпринимали и ранее, а у древних были свои способы.
Все началось с того, что в пятнадцатом году девятнадцатого века во Франции был выдан патент на имя Жанна Шабанеса . В нем была изложена революционная для того времени технология кондиционирования помещений. Но по каким-то причинам дальше теории изобретатель не продвинулся.
И вот уже в двадцатом веке к инженеру-конструктору Уиллису Кэриеру обратились владельцы крупной типографии в Нью-Йорке. Они нуждались в новой системе вентилирования, поскольку из-за повышенной влажности внутри помещения страдало качество печатной продукции.
Именно попытки понизить уровень влажности и привели к созданию устройства для кондиционирования воздуха. О комфортных условиях для рабочих при этом даже не думали.
Комнатные системы охлаждения воздуха
Новое изобретение довольно быстро завоевало популярность у различных заводов, цехов и хранилищ, также нуждающихся в регуляции влажности и снижении температуры. Но со временем кондиционеры по достоинству оценили и в других отраслях.
В двадцатых годах прошлого века руководство кельнского театра решилось на установку кондиционирующего устройства. Это мгновенно сделало их заведение одним из самых популярных в Европе.
А спустя всего несколько лет похожая идея пришла в голову и владельцам крупнейшего в Детройте (США) универмага. Что обеспечило не только приток новых покупателей, но и широкую заинтересованность общественности в кондиционерах.
В 1929 году был создан «прадедушка» современных сплит-систем. Такая конструкция была необходима из-за использования аммиака для охлаждения. Но с изобретением фреона в начале тридцатых появились привычные глазу оконные кондиционеры.
Интересные факты о кондиционерах
Интересно, что различные системы для кондиционирования воздуха существовали задолго до появления механики или электричества:
- Бедуины опускали свободный край чалмы в специальные кувшины с водой, закрепленные на поясах или седлах. Вода постепенно поднималась по ткани и испарялась, что позволяло избежать перегрева.
- В древней Персии при строительстве дворцов и особняков закладывали специальные шахты с водой , связанные с системой вентилирования. Благодаря этому внутри сохранялась комфортная температура.
- В Индии и сейчас в жару смачивают циновки и коврики, а затем кладут их у открытых окон или дверей. Таким нехитрым способом можно немного охладить помещение.
- Верблюды – это живые «кондиционеры». В их носах горячий сухой воздух на вдохе увлажняется, а на выдохе вся влага отфильтровывается и остается в организме.
Системы кондиционирования продолжают совершенствоваться. А их повсеместное распространение, согласно данным исследователей, способствовало снижению уровня инфекционных заболеваний и смертности как в странах с жарким климатом, так и в летний период для стран с континентальным климатом.